smoke

Про трамвай-перевертыш, Генри Мура и карму

5 января, Новый Орлеан, день четвертый.

Ладно, не день - всего полдня, самолет наш улетал в пять часов вечера. Хотелось спокойной неторопливой прогулки поблизости от хостела номер два (ЖЖ, Dreams), где мы оставили рюкзаки. Кстати, вот тоже забавное на память: в хостеле номер один с процессом "оставили рюкзаки" все было прилично: квиточек, закуток под замком на первом этаже. А во втором - соответветственно характеру хостела. "Положите там в общих комнатах, где место найдется". Место нашлось под деревянной лавкой.

Находились мы в районе Mid-City в двух шагах от центральной улицы Canal, на которой имеются аж два трамвайных маршрута. Под конец линия разветвляется, один трамвай едет на кладбища, а второй поворачивает к Городскому парку. Мы, разумеется, выбрали парк, поскольку кладбищенскую тему уже разъяснили два дня назад в Садовом районе (ЖЖ, Dreams).



Ехать до парка было всего-ничего, но это, по-моему, общее интернациональное свойство трамваев: ждешь его, ждешь, а мимо один за другим проезжают встречные. Красиво так проезжают.



Остановка у Городского парка. И опять - себе на память, такой системы я еще не видела. Еще в первый день мы заметили, что деревянные спинки сидений в трамваях соединены с самими сиденьями металлическими скобами. Их что, можно раскладывать? А зачем? И еще двери с двух сторон, два водительских места в разных концах вагона и две штанги на крыше, из которых работает только одна.

Первой сообразила девица ("мама, не раскладывать, а переворачивать"), а вот на этой остановке мы увидели процесс. Это конечная - а где круг-то? А не нужен. Глубокоуважаемый вагоноуважатый проходит по вагону, переворачивает сиденья по ходу движения - хлоп-хлоп-хлоп, выходит из вагона, опускает одну штангу, поднимает другую, возвращается в вагон, пересаживается на другое водительское место и уезжает. Трамвай-перевертыш.



На входе. Парк огромный, раза в полтора больше Центрального парка в Нью-Йорке. И старый, официально стал парком в 1854 году. Очень серьезно пострадал во время урагана Катрина в 2005 году: сначала ветром повалило около тысячи деревьев, а остальное доделала пришедшая после прорыва дамб вода, задержавшаяся в парке на несколько недель.



Вот тут опять вышло забавно: на входе я краем глаза взглянула на карту, заметила некое "Большое озеро", а на нем - ситуэт лебедя.
Ага, были лебеди, а как же :-)



В парке находится Новоорлеанский музей искусства, а при нем - скульптурный сад. Вот туда мы и отправились.

На входе. Тут мне и табличку читать не нужно было - это Генри Мур, его я почти всегда узнаю без табличек. Склонённая мать и дитя (Reclining Mother and Child), модель сделана в 1975, скульптура отлита в 1977.



«Генри Мур, краснощекий английский ваятель, носился по биллиардному сукну своих подстриженных газонов. Как шары, блистали скульптуры, но они то расплывались, как флюс, то принимали изящные очертания тазобедренных суставов. “Остановитесь! — вопил Мур. — Вы прекрасны!..” — Не останавливались». Это Вознесенский, 1965 год. И вот здесь - давнее из детства: о том, что на свете существует Генри Мур, я узнала как раз из Вознесенского лет примерно в двенадцать. Я тогда в очередной раз шерстила нашу огромную домашнюю библиотеку и в верхнем ящике стенки обнаружила мамины книги стихов. Много разных. Если бы мама была жива, я бы их, наверное, с ее помощью раньше обнаружила. Вот там было про Мура. Но текст был совершенно другой, более поздний и еще более странный, чем процитированное. Найти я этот текст в сети не могу, а книги той у меня больше нет. В общем, как часто бывало в детстве, я мало что в ассоциативном потоке Вознесенского поняла, но имя "Генри Мур" запомнила.

А потом занесло нас в Торонто. Так уж совпало, что самая большая коллекция работ Мура после Великобритании находится в нашей городской картинной галерее. И две абстрактные скульптуры стоят на улицах. Первая - на главной городской площади, и место у нее, на мой взгляд, неудачное, она торчит "среди ничего". А вторая много лет находилась возле картинной галереи, недавно ее перенесли в обновленный парк за галереей. Вот она в обоих случаях оказалась на своим месте и, как положено работам Мура, взаимодействует с окружающей действительностью.

-----------------------------------------------------

Рене Магритт (Rene Magritte), Труды Александра, 1967

Картинка у меня вышла неудачная, надо сказать - свет не с той стороны, в самом интересном месте лишних опилок подсыпали, ну и плохому танцору фотографу известно что мешает. Но пусть будет. Потому что я очень удивилась, прочитав табличку: точно помнила, что Рене Магритт - бельгийский художник-сюрреалист с хорошим чувством юмора, но никак не скульптор. И картину "Труды Александра" помнила, она выглядит вот так, написана в 1950 году, а потом этот сюжет у Магритта повторялся. Уже задним числом вычитала, что в 1967 году художник заказал восемь бронзовых скульптур по мотивам своих картин. Он успел выбрать картины и одобрить восковые модели, но законченные работы в бронзе ему увидеть не довелось.



Арман, Обелиск Пабло Казальса, 1983
Arman (Armand Pierre Fernandez), Pablo Casals’ Obelisk, 1983



George Rodrigue, We stand together, 2005, USA

Я отыскала потом в сети длинное про этого художника. Очень не просто так эта синяя собака, к истории и легендам французской Луизианы она имеет прямое отношение. Но пересказывать всё это я не стану. Просто уж очень хорошо она здесь вписалась в ландшафт. Как, впрочем, практически всё в этом саду, там очень красиво.



Обитательница. Зум пришлось выкручивать до упора - как оказалась, зря я так старалсь, но об этом в следующий раз.



Просто дерево. Деревья там совершенно невозможные.



Jean-Michel Othoniel, Дерево с ожерельями (Tree of Necklaces), 2002



Роберт Индиана (Robert Indiana)
LOVE, Red Blue, 1966-1997

Поп-арт, да. Заезженный донельзя символ 1960-х. Давно уже классика. Но для начала его должен был кто-то придумать.



Луиза Буржуа (Louise Bourgeois), Паук, 1996

Американская художница, скульптор и график, родом из Франции. Между прочим, в том 1996-м году ей было уже сильно за восемьдесят.



Coosje van Bruggen and Claes Oldenburg, Corridor Pin, Blue, 1999

Опять поп-арт в лучшем виде. Интересно, что русскую транскрипцию имени "Клас Олденбург" я легко нашла, а вот имя его соавтора и жены потерялось.
Вот эта булавка - классическая работа Олденбурга: взять самый обычный предмет, на который и внимания-то никто не обращает, и сделать из него огромную цветную скульптуру. Ну и о меняющихся временах: когда-то его работы воспринимались как художественное хулиганство, а нынче украшают площади больших городов - вот, например, миланская иголка с ниткой, и еще узел там отдельно имеется, но в объектив моей тогдашней мыльницы не попал.



Дебора Баттерфилд (Deborah Butterfield), Restrained, 1999






Аниш Капур (Anish Kapoor), Без названия, 1997. Британский скульптор, родом из Индии.

Нет, мне и с этой стороны померещилось, что мы стоим у портала в другое измерение.



Но понадобилось зайти с другой стороны, чтобы окончательно в этом убедиться.



Гастон Лашез (Gaston Lachaise), Героический мужчина, 1930-34

Американский скульптор, родом из Франции. Мы, конечно, потом и с фасада зашли, но этот ракурс мне в итоге показался самым, как бы точнее выразиться, выигрышным. Я, кстати, почему-то была уверена, что Лашез больше представительницами прекрасного пола занимался.



Опять просто так картинка.



Do-Ho Suh, Карма, 2011

Корейский скульптор, работает в Лондоне, Сеуле и Нью-Йорке. Ему как-то с русской траскрипцией особенно не повезло, я за пять минут наткнулась в разных местах на Дохо Со, До Хо Су и Ду Ху Са.



И еще раз.



И напоследок - концептуализм.

Леандро Эрлих (Leandro Erlich), аргентинский художник

Окно с лестницей - помощь опоздала (Window with Ladder - Too Late for Help), 2006.



Вот и всё. Нет, не всё, что есть в саду. Но нам, если помните, хотелось спокойной неторопливой прогулки. Поэтому мы вовсе не стремились обойти сад целиком и непременно остановиться у каждого экспоната.

А что до нашей поездки в целом - окончание следует. Совсем чуть-чуть осталось. С запасного аэродрома https://justnat.dreamwidth.org/376787.html. Вход с OpenID.

Скульптурные парки - это совершенно особенные места. Когда на каждом повороте вздрагиваешь - это очень запоминается.
И про хранение багажей. Однажды в Хельсинки в отеле ( большой отель, центр города) оставляла багаж. Мне сказали: "Вот в ту комнату поставьте". И тыкнули пальцем. Я почти вышла из отеля, где-то за углом нашла дверь. Без замка, без дежурного, куча чемоданов. "Заходи кто хочешь, выноси что хочешь". Оставила, выхода не было.
Никто не спер мой чемоданчик)))

Да. Я там обычно снимаю (если вообще внимаю) выборочно, в основном из разряда "понравилось, удивило, заинтересовало". И пропускаю "не поняла?" Ну не поняла - и ладно.
А рюкзак я не боялась потерять, ну, лишилась бы энного количества тряпочек. Всё, что не хотелось потерять, умещалось в сумке на плече.
Любопытный парк. Я бы тоже с удовольствием рассматривал скульптуры. Не всегда сразу понятно, что хотел сказать автор ;)
Авторы порой совершенно не собираются объяснять, что они "хотели сказать", и предпочитают оставлять это на усмотрение зрителя. Магритт точно этим развлекался. Дерево само себя срубило? Или ухватило топор - мол, больше ничего не срубишь? Или?..
Ух, как здОрово всё! Особенно Карма понравилась, там такая идея! Зеркало-портал шикарное, а булавка и иголка с ниткой - прикольно, это же пришла такая идея в голову! Мне ещё паук понравился, и про трамвай двусторонний интересно, трамвай как поезд. :)
Трамваи перевертыши я видела и даже каталась в далекие времена жизни в Одессе. На даче Ковалевского ходил такой трамвайчик. В начале было удивление почему только одни рельсы, а где в другую сторону? Что трамвай едет только в одну сторону? А оказалось все прозаичнее- перевертыш, только тогда такого названия не знала. Тогда это называлось одноколейка!
какой красивый парк и скульптуры интересные.
запало в сердце дерево с бусами.

и почему-то подумалось, что на острие булавки было бы интересно повеситься.
Ну да, страшно далеки они от реализма.
У меня в двадцатом веке есть целый скульптурный пласт, который я категорически не понимаю. Там они тоже есть в некотором количестве, я их просто не снимала.
Ну, как в свое время придумали, так и делают. Эти красные трамваи, кстати, не очень старые, просто сделаны по старой схеме, когда линию восстановили. Дейсвительно старые - зеленые, на них мы тоже катались, вот им лет сто.
с трамваем это они здорово придумали!!!
у меня помутнение сознания, была уверена чтонаписала комментарий еще утром. видимо писала его в уме. полезла проверять - ан нету! и вот как теперь вспомнить что я там писала )))

скульптуры такие люблю! но они меня доканывают - это ж надо потом про каждую прочитать и записать что-й-то-кто-й-то)
Прекрасно прогулялась с вами обеими :). Особенно мне была интересна часть со скульптурами в парке, потому что я большинство имен знаю, т.к. в НЙ и вокруг много мест, где их работы выставлялись или могут быть выставлены сейчас. Я узнала про них в разное время и при совсем разных обстоятельствах. Если бы потрясла свой ЖЖ, то многое бы высыпалось. Выдержка из Вознесенского просто прелесть.
Спасибо. Я там сама себе удивилась: узнала больше имен, чем могла бы предположить. Мне всегда кажется, что я очень быстро забываю, а оказалась - не вполне, кое-что задерживается.
Парк прекрасный, и сняла я не слишком большую часть.
Потрясающие скульптуры, такие интересные. Даже не буду персонально, кручу туда-сюда и все время застреваю но очередной.
Придумка с трамваем гениальная).
Забавно, что вы гуляли там одновременно с моей сестрой, возможно, даже и натыкались друг на друга. Она вчера мне написала в скайпе: мы недавно ездили в ню орлеан в отпуск.
Да, интересные. И замечательно вписаны в пространство, это там отдельное удовольствие - просто смотреть по сторонам.
Не знаю, натыкались или нет, но точно по одним и тем же улицам ходили :-)